denparamonov (denparamonov) wrote,
denparamonov
denparamonov

Столица отечественного востоковедения-3


Пара слов о серьёзном в отношении востоковедения - несмотря на все "НО" -  http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2446504.html?mode=reply

Три причины, позволяющие ставить вопрос о новом экспертном сообществе - об интеллектуальных сетях востоковедов.

Первое: количество перешло в качество. Российская востоковедческая  философия и, как я понимаю, "смежные гуманитарные дисциплины" уже преодолели стадию "институционального сопровождения западной философии", то самое раздражающее состояние современных российских интеллектуалов из академических структур, которому посвящено немало едких страниц и критики со стороны злой молодёжи ( ivangogh и  pharmakos ).  

Второе. Сама западная ориенталистика переживает не лучшие времена. Не только заметно сократилось количество работ в нулевые годы по сравнению с девяностыми, но и закрываются кафедры, центры, институты. Это сказывается на интенсивности разработок. В этом смысле, россияне "догнали в развитии" за счёт снижения темпов "передовиков" - англичан, голландцев, итальянцев, частично французов. 
Ещё одно обстоятельство - пересмотр самих западных работ. Критика идёт не только со стороны "догоняющих". но и со стороны "аборигенов". Индусы и россияне имеют возможность убедиться в поспешности и натяжках западных  исследователей, которые раньше считались пости что классиками (избитый пример с Мюллером и его"Шестью системами индийской философии" не утерял красноречивости).

Третье. Сам Восток стал "переоткрывать себя". У меня есть глубокие подозрения насчёт процесса "санскритизации" в Индии например, - подозрения насчёт того, что сами индусы перегружены контентом и любая точка зрения будет им полезна. Политическая чуткость российских исследователей могла бы пригодиться, если бы  сами академики не чурались политики и как-то менее дистацированно относились к реалиям современной России и стран б. СССР.

На Зографских чтениях я почувствовал запрос на актуальную информацию и оценки происходящего в той же Индии.  При этом, такие исследования, как работы уважаемых мной френдов, как Саид Гафуров и Дарья Митина, являются неким  вызовом для "академической ориенталистики". 
http://www.rus-obr.ru/discuss/3693
http://kolobok1973.livejournal.com/1120429.html?mode=reply
Нет, конечно, работы этих уважаемых людей являются выдающимися по многофакторности исследований и живости  подачи
материала. Конкретно это исследование - "Индийская махновщина" -  вообще читается на одном дыхании. 
Однако, оно нуждается как раз в дополнительной перспективе, которую может задать именно коммуникация "марксистов" и вообще политически оспосбленных востоковедов с "академиками".

Показательна одна деталь в размышлениях Саида и Дарьи. Они пишут: " 
 «Народная война» (т.е. война, организованная коммунистами и филиалами КПИ, а также организациями, причисляемыми к "индийским левым"  Индии) вела партизанскую борьбу во многих штатах, но особенно сильной была в штате Андхра-Прадеш с 54 «лесными отрядами» —  даламами (ещё 12 действовало в Мадхья-Прадеш, Махараштре, Чхаттисгархе, Бихаре, Джаркханде, Уттар-Прадеш, Карнатаке, Тамилнаду, Ориссе и Керале)...  - и т.д.

Здесь всякий исследователь Индии может просто "выключиться" из чтения текста. Потому как в той же Ориссе, в том же Тамилнаду и Махараштре - совсем по-разному организована жизнь населения. Условия для организации "лесных отрядов" - разные. Помимо экономических и политических факторов, рассмотренных  в статье, ключевым фактором является "культовая власть", баланс между брахманизмом и местными культам, между сепаратизмом и "хиндуизацией" - , баланс в каждом штате различный. 
В этом смысле, и без коммунистов в этих штатах своих "партизан" хватает.

Что это - эта неожиданная "универсализация" таких разных индийских регионов со стороны марксистской идеологии - преувеличение аналитиков социалистической ориентации или открытие новых "общих знаменателей" в культурном космосе Индии?
Или особый вид терроризма, замешанный на уникальном идеологическом коктейле?


Другими словами, для того, чтобы Левый Фронт и другие политические организации Индии смогли завоевать симпатии населения и оказывать влияния на местные элиты и духовную власть, они должны как-то соотносить свою политику и идеологию с процессами санскритизации и вернакуляризации. И наоборот - очевидно, что в каждом штате происходила уникальная рецепция идей Маркса и Мао, уникальный сплав местных культов с социализмом.
Интересно, жители этих вот регионов, так или иначе затронутые идеями социализма, осознают себя в качестве особой надтерриториальной общности?

Хотелось бы, чтобы в этом месте зазвучал голос российских историков - Е. Успенской, Котина  или 
Ваниной.
Но они, скорее всего, "не заметят" работ "левых" востоковедов.

Как раз коммуникации по этому поводу и не хватает.
 
Tags: индология, интеллектуальные сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments